Коллеги

Четверг, 24.07.2025, 11:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа элективного курса "Познай самого себя"
[ Скачать с сервера (18.2 Kb) ] 01.01.2015, 14:04
Программа элективного курса по физике «Познай самого себя» Пояснительная записка Содержание элективного курса рассчитано на 17 часов. Рекомендуется для изучения в 9-10 классах. Содержание программы качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывалось убеждение в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В содержание курса включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умения работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворяют свои образовательные потребности, но и получают навыки исследовательской деятельности знакомятся с методами исследования в физике и биологии, получают краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей учебной деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформируют интерес не только к физике, но и к биологии. Цели курса: • Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму; • Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента; • Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; • Показать в каких сферах профессиональной деятельности пригодятся полученные знания; • Разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий. Задачи курса: • Ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ; • Развивать экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность; • Научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик человека; • Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности; • Организовать проектную деятельность учащихся по теме: «Физика моего организма» с представлением материала в различных формах (плакаты, буклеты, презентации и др.) Требования к уровню усвоения материала Учащиеся должны знать: • Основные понятия изучаемого курса • Физические методы исследования • Физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов • Особенности своего организма с точки зрения физики Уметь: • Применять метод моделей для изучения явлений и объектов • Применять физические формулы для определения параметров своего тела; • Планировать свою деятельность при проведении эксперимента; • Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков; • Работать с различными источниками информации. Содержание программы Тема 1. Физические методы исследования (3) Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель. Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Погрешности. Практическая работа 1. Вычисление объема и площади поверхности своего тела. Тема 2.Кто выше прыгает и быстрее плавает (3) Масса тела и образ жизни: физические закономерности, определяющие взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Время реакции живых организмов на внешние раздражители. Биологические ритмы. Практическая работа 2. Измерение скорости реакции. Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения одной и той же скорости взрослые и дети пользуются различными способами передвижения. Практическая работа 3. Определение средней и максимальной скорости движения. Тема 3. Ускорения и перегрузки, которые способны выдерживать живые существа (2ч) Примеры ситуаций , в которых человек сталкивается с ускорением. Пороговые значения ускорения, ощущаемого человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки. Практическая работа 4. Определение перегрузки ступней и головы при прыжке. Тема 4. Прочнее гранита (2ч) Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека. «строительная техника» в мире живой природы: экономия материалов и энергии. Исследовательское задание «создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала» Практическая работа 5. Изучение прочности костей и тканей организма человека. Тема 5.Эх,вы, мускулы стальные! (3ч) Простые механизмы в живой природе. Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки Практическая работа 6. Определение силы работы и мощности рук. Практическая работа 7. Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки. Тема 6.Биологическая оптика (2ч) Роль света в живой природе. Процесс восприятия света. Глаз человека как оптический прибор. Оптические иллюзии. Практическая работа 8. Изучение свойств человеческого глаза. • Обнаружение слепого пятна • Изменение диаметра зрачка • Наблюдение изображения на сетчатке глаза • Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения. Итоговое занятие. Защита проектов (2ч) Тематическое планирование № Тема занятия Кол-во часов Дата проведения 1 Физические методы исследования. Физическая модель. 1 2 Пр.работа «Измерение объема своего тела» 1 3 Пр. работа «Измерение площади поверхности тела человека» 1 4 Масса тела и образ жизни. Время реакции организма на внешние раздражители. 1 5 Пр. работа «Измерение скорости реакции» 1 6 Движение в живой природе. Пр. работа «Определение средней и максимальной скорости». 1 7 Ускорения. Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. 1 8 Перегрузка. Воздействие перегрузки на организм человека и защита от перегрузки. 1 9 Пр. работа «Определение перегрузки ступней и головы при прыжке». 1 10 Механические нагрузки в теле человека. Исследовательское задание «Создание конструкции максимальной прочности» 1 11 Пр. работа «Изучение прочности костей и тканей человека.» 1 12 Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при нагрузках. 1 13 Пр. работа «Определение работы и мощности рук». 1 14 Роль света в живой природе. Презентация «Обман зрения» 1 15 Пр. работа «Изучение свойств человеческого глаза». 1 16-17 Защита проекта «Физика моего организма» 2 Литература 1.Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. М., Наука, 1986. 2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 3. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике, 7-11 классы.-М. 4.Кабардин О.Ф., орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики.-М., Просвещение, 1986. 5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.-М.,Просвещение, 1988
Категория: Мои файлы | Добавил: Сова
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Категории раздела

Мои файлы [8]

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0