Программа элективного курса "Познай самого себя"
[ Скачать с сервера (18.2 Kb)
]
| 01.01.2015, 14:04 |
Программа
элективного курса по физике
«Познай самого себя»
Пояснительная записка
Содержание элективного курса рассчитано на 17 часов. Рекомендуется для изучения в 9-10 классах.
Содержание программы качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются, в основном, на неживых объектах и практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако очень важно, чтобы у школьников постепенно складывалось убеждение в том, что причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.
В содержание курса включены вопросы, направленные на развитие интереса к физике, экспериментальной деятельности, формирование умения работать со справочной литературой. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворяют свои образовательные потребности, но и получают навыки исследовательской деятельности знакомятся с методами исследования в физике и биологии, получают краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей учебной деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформируют интерес не только к физике, но и к биологии.
Цели курса:
• Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
• Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента;
• Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
• Показать в каких сферах профессиональной деятельности пригодятся полученные знания;
• Разработать модель человека на основе использования физических закономерностей и аналогий.
Задачи курса:
• Ознакомить учащихся с физическими методами исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ;
• Развивать экспериментальные умения: измерять объем, площадь, массу, время, скорость, работу, мощность;
• Научить использовать приемы аналогии и моделирования для изучения свойств и основных характеристик человека;
• Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
• Организовать проектную деятельность учащихся по теме: «Физика моего организма» с представлением материала в различных формах (плакаты, буклеты, презентации и др.)
Требования к уровню усвоения материала
Учащиеся должны знать:
• Основные понятия изучаемого курса
• Физические методы исследования
• Физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов
• Особенности своего организма с точки зрения физики
Уметь:
• Применять метод моделей для изучения явлений и объектов
• Применять физические формулы для определения параметров своего тела;
• Планировать свою деятельность при проведении эксперимента;
• Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• Работать с различными источниками информации.
Содержание программы
Тема 1. Физические методы исследования (3)
Как естественные науки используют законы физики. Физические методы исследования: наблюдение, эксперимент, теоретический анализ. Моделирование. Физическая модель.
Физические измерения: цель, смысл, деятельность. Погрешности.
Практическая работа 1. Вычисление объема и площади поверхности своего тела.
Тема 2.Кто выше прыгает и быстрее плавает (3)
Масса тела и образ жизни: физические закономерности, определяющие взаимосвязь размеров и массы тела с образом жизни животного. Время реакции живых организмов на внешние раздражители. Биологические ритмы.
Практическая работа 2. Измерение скорости реакции.
Движение в живой природе. Большие и маленькие на прогулке: почему для достижения одной и той же скорости взрослые и дети пользуются различными способами передвижения.
Практическая работа 3. Определение средней и максимальной скорости движения.
Тема 3. Ускорения и перегрузки, которые способны выдерживать живые существа (2ч)
Примеры ситуаций , в которых человек сталкивается с ускорением. Пороговые значения ускорения, ощущаемого человеком. Перегрузка. Воздействие ускорения на организм человека и защита от перегрузки.
Практическая работа 4. Определение перегрузки ступней и головы при прыжке.
Тема 4. Прочнее гранита (2ч)
Механические нагрузки в теле человека. Прочность костей и тканей организма человека. «строительная техника» в мире живой природы: экономия материалов и энергии.
Исследовательское задание «создание конструкции максимальной прочности и минимальной массы из предложенного материала»
Практическая работа 5. Изучение прочности костей и тканей организма человека.
Тема 5.Эх,вы, мускулы стальные! (3ч)
Простые механизмы в живой природе. Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при различных видах физической нагрузки
Практическая работа 6. Определение силы работы и мощности рук.
Практическая работа 7. Определение мощности человека при различных видах физической нагрузки.
Тема 6.Биологическая оптика (2ч)
Роль света в живой природе. Процесс восприятия света. Глаз человека как оптический прибор. Оптические иллюзии.
Практическая работа 8. Изучение свойств человеческого глаза.
• Обнаружение слепого пятна
• Изменение диаметра зрачка
• Наблюдение изображения на сетчатке глаза
• Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения.
Итоговое занятие. Защита проектов (2ч)
Тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Физические методы исследования. Физическая модель. 1
2 Пр.работа «Измерение объема своего тела» 1
3 Пр. работа «Измерение площади поверхности тела человека» 1
4 Масса тела и образ жизни. Время реакции организма на внешние раздражители. 1
5 Пр. работа «Измерение скорости реакции» 1
6 Движение в живой природе. Пр. работа «Определение средней и максимальной скорости». 1
7
Ускорения. Пороговые значения ускорения, ощущаемые человеком. 1
8 Перегрузка. Воздействие перегрузки на организм человека и защита от перегрузки. 1
9 Пр. работа «Определение перегрузки ступней и головы при прыжке». 1
10 Механические нагрузки в теле человека. Исследовательское задание «Создание конструкции максимальной прочности» 1
11 Пр. работа «Изучение прочности костей и тканей человека.» 1
12 Работа мышц человека. Мощность, развиваемая человеком при нагрузках. 1
13 Пр. работа «Определение работы и мощности рук». 1
14 Роль света в живой природе. Презентация «Обман зрения» 1
15 Пр. работа «Изучение свойств человеческого глаза». 1
16-17 Защита проекта «Физика моего организма» 2
Литература
1.Богданов К.Ю., Физик в гостях у биолога. М., Наука, 1986.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002
3. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике, 7-11 классы.-М.
4.Кабардин О.Ф., орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики.-М., Просвещение, 1986.
5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.-М.,Просвещение, 1988
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Сова
|
Просмотров: 74 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|